Языковский парк

В центральной части р.п. Языкове Карсунского района расположен живописный парк (в старину на Руси они назывались садами), в прошлом усадьба Языковых. О нем и окружающих село местах упоминает Н.М.Языков, описывая окрестные ландшафты:

Передо мной моя наследная картина:
Вот горы, подле них широкая долина,
И речка, сад, пруды, поля, дорога, лес,
И бледная лазурь отеческих небес!
Данный парк — не только образец садовопаркового искусства, но и историко-литературный памятник нашего края. Здесь бывали Александр Пушкин и Денис Давыдов. Здесь прошло детство и юность Н.М.Языкова — известного русского поэта «пушкинской поры».
Богатство окружающей природы не вызывало необходимости в благоустройстве большой территории, поэтому декоративный сад был устроен только перед домом со стороны въезда в усадьбу и на склоне к пруду. Перед домом располагался нарядный двор, в центре которого был овальный партер шириной 15м, обсаженный вязами и оформленный группами садового жасмина (чубушника — кустарника из семейства гортензиевых), сирени обыкновенной и цветниками. От ворот к дому вели широкие аллеи вязов, ориентированные к боковым флигелям до двухэтажного барского дома. Сейчас здесь сохранилось более 20 вязов, что составляет 25% от их первоначального количества. Вдоль центральной дорожки сохранились посадки сирени и два ряда посадок желтой акации (карагана древовидная — кустарник семейства бобовых), которые представляют остатки одной из аллей — так в старину обозначали границу между садом и хозяйственным двором.
Недалко от верхнего пруда на склоне находится ель, которую называли пушкинской. А.С.Пушкин посетил Языкове в сентябре 1833 г., собирая материалы о пугачевском бунте. Как гласит народное предание, он посадил эту ель. Однако как показало недавнее специальное дендрохронологическое исследование (определение возраста дерева по годичным кольцам древесины), когда А.С.Пушкин посетил Языково, этой ели было около 60 лет и посадить ее он не мог, хотя безусловно видел. Сейчас ели около 200 лет и верхушка дерева начинает усыхать, что надо связывать не столько с большой уплотненностью почвы и высоким задернением ее, сколько с изменением общей экологической обстановки в парке. Да и вообще условия для произрастания ели в Ульяновской области малоблагоприятны, она у нас находится на южной границе своего распространения.
На запад от дома сад спускался по склону к нижнему пруду небольшими террасами. Здесь располагались фонтан, видовые площадки с легкими беседками и цветниками по бордюру. Пейзаж на склоне был создан благодаря посадке на фоне газона живописно расположенных групп из березы, липы, вяза, хвойных пород — сосны и ели и красиво цветущих кустарников. Газон подстригался (кстати сказать, в саду работало 20 садовников), а дорожки выстилались красным битым кирпичом. Центральная дорожка террасного сада приводила к мостику, перекинутому на остров нижнего пруда. Здесь, как и сейчас, располагалась беседка. Второй, меньший островок, располагался несколько севернее первого. Ручей, протекающий у подножья склона, соединял верхний и нижний пруды. Живописные берега с зарослями черемухи, сирени и ивы над «спокойным стеклом» прудов придавали саду необыкновенную романтичность.
Был на усадьбе и фруктовый сад, близ верхнего пруда, где росли яблони, вишни и ягодные кустарники: смородина, крыжовник, малина.
В 1881 г., после перехода усадьбы Языковых к купцу Ф.С.Степанову, а позднее к его сыну, на территории усадьбы происходит ряд изменений: увеличивается площадь парка до 37 га, производятся новые посадки деревьев, сохранившиеся до настоящего времени, был вырыт новый пруд — «австрийский». При Степанове-старшем были посажены липы и березы, возраст которых сейчас 90-100 лет. При Степанове-младшем созданы насаждения из березы, ели, липы, лиственницы, дуба и вяза, достигающие в настоящее время 70-80 лет. Был создан нижний парк из посадок сосны, березы, липы и тополя. В основу планировки этого парка положен принцип перекрещивающихся дорог. Деревья посажены рядами и группами.
Район нижнего пруда подвергся наибольшим изменениям. Изменились очертания пруда, в результате чего на нем образовался третий остров, который по берегам был озеленен посадками ивы и тополя, а в центральной пониженной части создана роща из ольхи. Старый островок с беседкой и ближайший к нему берег засажены тополями.
В настоящее время древесно-кустарниковая флора парка представлена более 30 видами из 26 родов и 15 семейств. Из них — 16 пород деревьев, которых в парке 1970 экземпляров. Возрастной состав насаждений парка таков: от 130 лет и более осталось только 35 деревьев, 60-120 лет — более 1200, или 60%, 50 лет и моложе — более 700, или почти 40%. Из общего количества деревьев парка хвойные, относящиеся к голосеменным растениям, представлены 6 видами и 540 экземплярами, среди которых преобладают сосна обыкновенная и ель обыкновенная. В качестве экзотических хвойных Северной Америки в парке растут 2 дерева ели колючей (форма голубая), а остальные из Евразии: 1 дерево кедра сибирского или кедровой сосны, 6 — лиственницы и 2 — пихты сибирской. Оставшиеся 1430 деревьев — представители покрытосеменных растений: береза (502 экземпляра), вяз (289), тополь (264), липа (158), ива (126), ольха черная (36), другие деревья представлены незначительным числом особей.
В травяном покрове парка отмечено почти 90 видов растений, но первое, что бросается в глаза, это присутствие в нем рудеральных или мусорных растений: крапивы двудомной, полыни горькой, мари белой, чистотела большого, лопуха паутинистого. Это все свидетельствует о большой запущенности и неухоженности парка. На территорию парка с суконной фабрики проникла крапива коноплевая — заносное сибирское растение. Ее нахождение в травостое крайне нежелательно из-за сильной жгучести растения и аллергоносности ее пыльцы. Достаточно обильны в травостое чесночница черешковая и яснотка белая, причем последняя в тенистых местах парка образует заросли.
Сохранившиеся насаждения парка в настоящее время ослаблены, в особенности в нижнем парке у австрийского пруда. Их угнетенное положение можно объяснить рядом причин. Прежде всего — подтоплением парка и как следствие идущим заболачиванием, свидетельство чему развитие в травостое гигрофитных растений: вербейника обыкновенного, камыша лесного, лютика ползучего, лабазника вязолистного. Деревья суховершинят, отмирают крупные боковые ветви. Да и должного внимания и заботы о парке как подлинной национальной жемчужине нашего края не было. И сейчас о парке вспоминают, в основном, в канун очередного пушкинского праздника в первое воскресенье июня.
Парк теряет свою красоту и былое очарование. Требуется восстановление и квалифицированный ремонт существующих насаждений. Пруды заилены, необходима их очистка. В нижней части следует провести дренажные работы.
Автор: Н.С. Раков

Комментариев нет:

Отправить комментарий